TravelStar - Туристический портал
E-mail Карта сайта Гостевая книга

 СТРАНЫ  |  ОТЕЛИ  |  НОВОСТИ  |  СТАТЬИ  |  ФОТООБОИ  |  ПОДБОР ТУРА  |  ОФИСЫ ПРОДАЖ  

Страны и туры:

  Австрия
  Андорра
  Бали
  Болгария
  Бразилия
  Великобритания
  Вьетнам
  Греция
  Доминикана 
  Египет
  Индия 
  Испания
  Италия
  Канары 
  Кения
  Китай
  Кипр
  Крит
  Куба 
  Маврикий 
  Малайзия 
  Мальта
  Мальдивы 
  Марокко 
  Мексика 
  Норвегия 
  ОАЭ
  Португалия 
  Сейшелы 
  Сингапур 
  Таиланд
  Тунис
  Турция 
  Финляндия
  Франция
  Хорватия
  Чехия
  Черногория
  Швейцария
  Шри-Ланка
  Эквадор
  ЮАР
  Ямайка
  .. другие страны

  Как купить тур

Полезная информация:

  Горные лыжи
  Дайвинг
  Виндсерфинг

  Каталог отелей
  Советы туристам
  Отзывы туристов
  Помощь юриста
  Авиация
  Анекдоты
  Ресурсы сети



НОРВЕГИЯ   

НОРВЕГИЯ   



Дружите с троллями!

Журнал «МОТОР» Июнь 2006

Алекс Миловский

Если вожделенный отпуск для вас – блаженное лежание на раскаленном пляже после сытного шведского стола по-турецки или душные тропические вечера в баре с фужером разноцветного спиртного, мулатками-шоколадками и косящими под мачо черноволосыми жигало, то Норвегия вас вряд ли заинтересует. Здесь нет безмятежной сиесты и не существует состояния «маньяна», когда тихо умирают все ваши суетные желания. Лучший саундтрек к здешней природе – музыка Грига из «Пер Гюнта», а мифы содержат не розовых амуров и сирен, но угрюмых мохнатых троллей, стерегущих дремучие леса и скалистые фьорды.

Не надо только думать, что я зову вас на Колыму в европейской упаковке, в данном случае «лучше вы к нам» – неуместно. Наши Норильск или Магадан вызывают определенные ассоциации, но уж точно не с Парижем. Между тем именно так – Cеверным Парижем величают в Норвегии заполярный Тромсе за его бурную ночную жизнь с множеством баров и клубов.

И троллей можно больше не бояться: коварные великаны и карлики с некоторых пор приняли вид пушистого добродушного существа, смахивающего на нашего олимпийского Мишку, только с длинным увесистым носом и пошерстистее. Они в Норвегии стали одним из главных национальных сувениров наряду с толстыми свитерами и продаются в любой лавке и кафе, в каждой гостинице и на паромных переправах, соединяющих берега крупных фьордов. Вообще, почти вся туристическая жизнь здесь связана с этими узкими разветвленными морскими заливами – следами древних морен; зажатые высокими скалами, они тянутся десятки километров, образуя изумительно красивые ландшафты и уютные бухты, словно специально созданные для отелей. Вот и я не удержался: пока ждал паром, заказал чаю и нежнейший десерт со свежей ежевикой, а в придачу мохнатого тролля, который, стоя на деревянной столешнице, с любопытством изучал окрестности, где некогда хозяйничали его волшебные предки.

Симпатяга оказался не только отменным сувениром, но и талисманом, обеспечив мне теплую солнечную погоду на широте, где впору кататься на лыжах, а все в цвету и чуть ли не субтропики! Взял на самый север континента теплую куртку и ходил в майке. Правда, хитрому троллю помогает Гольфстрим, тут, оказывается, и в январе плюсовая температура, а летом вода прогревается до 20 градусов – теплее, чем на пляжах Прибалтики. Тут вызревают яблоки, груши, сливы и даже вишни. Что у меня было в школе по географии? Впрочем, приполярный Ташкент здесь только на берегу, на уровне глаз. Стоит направить взгляд чуть вверх, и вы обнаружите совершенно иную картину: на скалы нахлобучены белые шапки ледников, иные плачут извилистыми ручьями водопадов, и когда плывешь по фьорду, любуешься белопенной бахромой на темных, лоснящихся от влаги каменных стенах.

Из России проще всего попасть в Норвегию через ее столицу. Осло – единственный город в Скандинавии, существовавший уже во времена викингов, бесстрашных покорителей морей, открывших Америку за 500 лет до Колумба, ходивших в Средиземное море и Константинополь, кстати, по русским рекам («из варяг в греки»), грозы богатых побережий. Остатки древнего города XII века туристы осматривают теперь в мемориальном парке.

В давние времена к причалам Осло подходили груженные добычей или товарами кожаные кочи норманнов, теперь там швартуются круизные суда – прямо под величественным крепостным замком Акерсхус, прекрасно сохранившимся, несмотря на солидный возраст 700 лет. Отсюда отличный вид на всю береговую часть города и одно из самых заметных зданий – мэрию с двумя башнями строгих линий из темного кирпича, это скандинавская архитектурная классика ХХ века.

Осло встречает гостей тепло и радушно – практически все норвежцы говорят по-английски, к туристам весьма расположены. Город удобен в транспортном отношении: например, поезд-экспресс домчит от аэропорта до центра всего за 19 минут. Центр весьма компактен, главную улицу города с двух сторон замыкают вокзал и королевский дворец, где смена караула, как и во всех европейских монархиях, – ритуальное действо для туристов. Недалеко здания норвежского парламента – стортинга и университета, образующие архитектурный комплекс XIX века.

Этот район вместе с площадью Кристиания, набережной Акер Бригге, реконструированной в 1980 году под рестораны, магазины и апартаменты, норвежским Латинским кварталом с множеством баров, джаз-клубов и интернационального, в том числе экзотического, общепита и составляет главное поле туристической активности и развлечений. Кстати, Кристиания – одно из имен норвежской столицы, которое она носила после страшного пожара 1624 года, когда король Кристиан IV заново отстроил город на европейский лад, и до 1924 года, когда к ней вернулось название Осло.

В том, что Осло – благополучный и преуспевающий город, немалая заслуга его небесного патрона св. Хальварда – мученика, убитого двумя злодеями: они пытались утопить молодую женщину, а Хальвард – ее спасти. Сегодня подобных ужасов тут нет, море и река Акер ничем таким не угрожают, а Осло – одна из самых безопасных и чистых столиц мира. Когда-то Кнут Гамсун искал здесь материал для своего романа «Голод». Сегодня он бы его здесь точно не нашел. Осло признан самым «кулинарным» городом Северной Европы, а его рестораны Bagatelle, Le Canard, Stadtholdergaarten, Feinschmecker известны своей изысканной кухней далеко за пределами страны. Фирменные норвежские блюда, конечно, связаны с морем, кроме того, в большом ходу оленина и дичь.

В Осло полсотни музеев – это много. Самые посещаемые – те, что представляют историю викингов, путешествий, а также морскую жизнь в разных проявлениях. Множество материалов по эпохе викингов (IX–XI век) собрано в Музее культурного наследия при университете, а в музее Vikingskipshuset выставлено самое крупное из сохранившихся судов этой эпохи – 24-метровый парусник водоизмещением 30 т. В музее «Фрам» нашло последний причал одноименное легендарное исследовательское судно одного из знаменитых норвежских мореплавателей Фритьофа Нансена. Его коллега Тур Хейердал, прославившийся океанскими походами на построенных по древним технологиям судах «Кон-Тики», «Ра» и «Тигрис», скончался совсем недавно в возрасте 88 лет, успев закончить книгу, в которой, основываясь на своих археологических изысканиях, утверждает, что прародина викингов находится на юге России.

Еще одна достопримечательность Осло, которую стоит посмотреть, – обширный парк на окраине, где в камне и бронзе представлен продукт воображения местного Церетели – скульптора Вигеланда; десятки его произведений вызывают споры уже не один год.

Однако славу самого «туристического» города Норвегии столица безоговорочно уступает Бергену. Полет туда из Осло уже сам по себе тур: под крылом проплывают поросшие лесом горы, голые скалы, горные озера (Норвегия – самая горная страна в Скандинавии), извилистые заливы-фьорды, живописные шхеры… Водная поверхность блестит, отражая солнечные лучи, самолет, готовясь к посадке, низко пролетает над красивыми белыми домами на скалах-островках.

Если Осло сохранил следы эпохи викингов, то Берген знаменит как город-музей еще одной важнейшей в истории страны периода. В XIV-XVII веках этот крупный северный порт входил в Ганзейский союз морских торговых городов вместе с Любеком, Брюгге, Лондоном, Новгородом, Ревелем (нынешним Таллинном), и целая набережная островерхих деревянных нарядных разноцветных домов с резной скульптурой на фасадах представляет давнюю купеческую эпоху. Благодаря чему исторический центр города – Бригген – попал в престижнейший регистр Культурно-исторического наследия человечества ЮНЕСКО.

Но Берген – это отнюдь не город-музей, а живой энергичный город, в котором архитектурной старине дана вторая жизнь. Дома средневековых торговцев превращены в магазины, кафе, рестораны. К примеру, в ресторане «Олде Ганза» блюда готовятся по рецептам XIV века. Рекомендую кабана, лося и розовый (в смысле – из роз) пудинг. По дорожке можно подняться на высокий холм к монастырю, откуда старый Берген виден, как на ладони.

Потомки викингов похожи больше на бакалавров, нежели на морских волков. Рано утром я вышел на историческую набережную, чтобы поснимать живую старину. К ангару напротив подъехал на велосипеде интеллигентного вида молодой человек в очках с тонкой оправой, открыл амбарный замок и начал выкатывать на улицу тележки с навесом для торговли.

Такие же примерно персонажи служат моряками и вагоновожатыми. Эти еще и при мундире. Форма паромщика – черные брюки и белая сорочка с короткими рукавами и нашивками на плечах. На пронизывающем ветру паромщики проводят весь день, не надевая кителей. Еще один «профессор», шкипер крутобокой досчатой посудины с открытой палубой и толстенной мачтой-бревном – римейк старинных скандинавских судов – вез меня из города Алесунд на остров с птичьим базаром.

На выходе из бухты лодку стало валить волной с борта на борт, небо затянули мрачные тучи, птичий базар качался перед глазами, как маятник, и я решил успеть засветло снять непременный атрибут старых судов – резную раскрашенную скульптуру на корме, рыжебородого морячка с удивленным лицом. С трудом забрался на банку и обомлел: на крыше рубки стоял, расставив для опоры ноги, шестилетний сын шкипера – держал курс в штормящем море, вцепившись в тяжеленный румпель. Чего удивляться тому, что викинги на кожаных лодках открыли Америку за 500 лет до Колумба?

Вернусь, впрочем, на торговую площадь Бергена. Часам к девяти утра она была сплошь уставлена упомянутыми выше крытыми тележками, распространявшими свежий запах рыбного рынка. Манила оранжевыми боками местная царь-рыба – семга. Крабы, омары, креветки уводили палитру в красный спектр, что усугублялось отсветом красных навесов, подрумянившим причудливых морских обитателей и лица продавцов. Слабым голубым фильтром я мог бы вернуть им натуральный цвет, но решил снимать то, что вижу, – красный мир красной рыбы. Увидел я в Бергене и живую рыбу: в самом большом в Северной Европе океанарии с множеством бассейнов и аквариумов, где собраны все обитатели морей, кроме разве что крупных китов.

Еще один архитектурный шедевр Норвегии, также попавший в Мировое наследие, – Алесунд. Его, как и Осло, уничтожил пожар, но не в XVII веке, а в начале XX-го, и город был отстроен заново в стиле модерн, причем застройка столь органична и изысканна, что ею любуешься, как художественным произведением. Из местных развлечений стоит упомянуть дансинг «Мерц», любимый молодежью (вход – $10). Для норвежцев побывать в Алесунде – вопрос престижа, одно время, посетив город, они специально не мыли свои машины, которые были основательно «украшены» чайками (их тут огромное количество), сохраняли таким образом «визитную карточку» Алесунда.

Запад Норвегии вокруг древнего Бергена с крупнейшими в мире фьордами Хардангер и Согнер, стал популярнейшим районом элитного круизного туризма наравне с Карибским морем и Юго-Восточной Азией. С борта судна открываюся величественные картины первозданной природы, и вправду словно созданной для великанов-троллей, – размеры утесов, ущелий и ледников поначалу кажутся неправдоподобными.

Экскурсионно-созерцательный туризм процветает в Норвегии уже давно – я плыл, например, по красивейшему Гейрангфьорду с низвергающимися с 250-метровой высоты водопадами, пользуясь туристическим маршрутом, проложенным еще в 1869 году! Кстати, возник даже ложный стереотип Норвегии как страны для туристов «кому за тридцать». На самом деле сюда со всей Европы каждый год едут сотни тысяч молодых любителей активного отдыха – горного туризма, горных лыж, сноуборда, маунтинбайка, параплана. Отдельная тема – рыбалка, в том числе морская.

Рыбы здесь в прибрежных водах масса, и ловить ее до смешного просто. Из «югендстильного» Алесунда я вышел в море (это можно сделать из любого прибрежного населенного пункта) на видавшем виды баркасе с красивой каютой. Помощник шкипера вручил мне самодельную деревянную катушку, на которую толстую леску надо наматывать вручную. На конце лески оказалась тяжелая стальная блесна длиной в ладонь с мощными тройными крючками. Баркас неспешно плыл в двух сотнях метров от берега, мне было сказано отпустить леску на всю длину, что я довольно долго и делал, разматывая ее в воду.

Минут через десять сильный рывок едва не лишил меня примитивной снасти. На мои крики прибежал матрос, мотор приглушили, и я с огромным трудом подтянул добычу к борту. Это оказалась codfish – треска длиной с руку, местный деликатес: свежезажаренная треска тает во рту и ничего общего не имеет с безвкусной резиновой промороженной рыбой, продающейся в России.

Турист вы или местный житель, фьордов вам не миновать. Этими заливами изрезана вся прибрежная зона, и они стали естественной частью дорожно-транспортной системы – берега фьордов, острова соединяют мосты, тоннели, паромные переправы. Вся эта развитая и работающая без малейших сбоев инфраструктура производит сильнейшее впечатление – знаменитые альпийские дорожные сооружения, как говорится, просто отдыхают.

Так, высоченный мост длиной несколько километров ведет к острову, известному колонией птиц. Длинный освещенный тоннель проложен под морем к маяку. Его построили, оказывается, на сэкономленные при сооружении других тоннелей деньги! Кто-нибудь слышал, что деньги на стройке можно не разворовать, а сэкономить? Я был потрясен, когда в самом длинном в мире горном тоннеле (почти 25 км!) под километровой базальтовой горой у меня зазвонил мобильный телефон. Подозреваю, соты тут устанавливают даже троллям в пещеры.

Страна и люди ее весьма зажиточны (спасибо, в том числе природному газу), но повсеместный достаток тактично не лезет в глаза. Опрятные строения неброски и от скромных сельских домиков до стоящих по берегам фьордов дорогих отелей выдержаны в национальном стиле – обшиты горизонтально светлой крашеной деревянной доской, очень похожей на популярный в Подмосковье сайдинг. Кстати, в таких отелях, стоящих в уединенных местах, понимаешь смысл словосочетания «слиться с природой».

Чтобы получить веское представление об удивительных красотах Норвегии, нужна, по меньшей мере, неделя – нужно пройти «Дорогой троллей» и «Дорогой орлов», посидеть в кабачках Старого Бергена, проплыть по знаменитому узкому Лизе-фьорду, где скалы почти сходятся над головой, порыбачить в море, побродить по леднику (летом). Но для особо занятых придумали однодневный блиц-маршрут «Норвегия в миниатюре», составленный из самых ярких ее достопримечательностей и позволяющий хотя бы поверхностно познакомиться с этим чудом, спрятанным на самом севере Европы.

Прилетаем в «столицу фьордов» Берген, поднимаемся на фуникулере на смотровую площадку с дивной панорамой залива и города, дальше едем в живописный городок Восс – центр приключенческого и экстремального туризма. Затем на поезде двигаемся в высокогорный Мюрдаль и попадаем на Фломсбане – самую «горную» в Европе железную дорогу с изумительными видами на ущелья и водопады, где поезд останавливается у смотровых площадок. Из поселка Флом отправляемся в двухчасовой круиз на пароме по Аурландфьорду – впечатлений на всю жизнь! И, наконец, возвращаемся в Берген или Осло. Главное, заведите себе пушистого тролля – они ведь тут ведают погодой и сторожат фьорды.

Из Москвы, как уже говорилось, проще всего добираться до норвежских красот регулярным авиарейсом до Осло или чартером до Алесунда. Тем, кто не представляет себе путешествия кроме как на собственном автомобиле, можно порекомендовать увлекательную поездку по всей Скандинавии. Особенно это удобно жителям Петербурга: недолгий путь до Хельсинки, потом паромом до Стокгольма и – здравствуй, Норвегия. Кстати, на норвежских дорогах довольно свободно.

Впрочем, нерасполагающим лишним временем я бы посоветовал все же брать машину напрокат в Бергене или Алесунде. Еще проще купить хороший тур – можно по всей стране, можно только по фьордам, можно на автобусе, можно на круизном судне. А с этого лета у нас есть возможность отправиться в отличный круиз по Северной Европе (с заходом в фьорды) прямо из Петербурга, о чем сообщалось в прошлом номере «МОТОРА». Правильное решение подскажет информационный сайт www.pac.ru, на котором вы найдете исчерпывающую информацию о турах в Норвегию, отелях, экскурсиях, круизах и ценах.

И еще один серьезный аргумент в пользу того, чтобы провести неделю, а то и две, в Норвегии (лучше всего в период с июня по сентябрь): американский журнал National Geographic в прошлом году объявил миру, что туристическим объектом номер один на планете он считает норвежские фьорды. Известно, что выбору этих ребят можно доверять.


© Журнал «МОТОР»

Июнь 2006



Дополнительная информация:   

  Норвегия



Статьи по теме:

Рождество в Норвегии
Балтийский Исследовательский Центр Март 2006

От фьорда к фьорду малой скоростью
Иностранец Ноябрь 1997

На обед к викингам
Иностранец Апрель 1998

По краешку фьорда на двух колесах
Иностранец Май 1998

Ночь не наступит
Иностранец Июнь 1998

Ноpвежский weekend
Отдых Октябрь 1998

Берген: на пути в царство фьордов
TTG-Russia Декабрь 1999

Норвегия: не только рыбный день
Туризм. Практика, проблемы, перспективы Январь 2000

Маленький Париж за полярным кругом
Вояж и отдых Декабрь 2000

Легко ли попасть в Норвегию?
Эхо планеты Май 2001

Красивая и холодная
Вокруг света Июнь 2003

Для кого лосось, а кому и семга
Туринфо Октябрь 2005

Королевство троллей
Туринфо Октябрь 2005

В Норвегии можно учиться на английском…
Иностранец Октябрь 1997

О чем поведал Жюль Верн
Эхо планеты Август 2006

Хотите отведать сушеной трески? Поезжайте на Лофотены
Эхо планеты Август 2006

Сага о прекрасном севере
Норвежское представительство по туризму Ноябрь 2006

Столица зимнего Королевства
Норвежское представительство по туризму Ноябрь 2006

Зимняя Норвегия: прикосновение к идеалу
Норвежское представительство по туризму Ноябрь 2006

Квитфьелль - горная баллада
Норвежское представительство по туризму Ноябрь 2006

Познай свои возможности в Хафьеле!
Норвежское представительство по туризму Ноябрь 2006

Гейло - зимний курорт с особенной атмосферой
Норвежское представительство по туризму Ноябрь 2006

Осло - уникальная зимняя столица
Норвежское представительство по туризму Ноябрь 2006

Разбудите в себе норвежское чувство снега!
Норвежское представительство по туризму Ноябрь 2006

Великие северные Фьорды
www.omsk.edu.ru/schools/sch056/site3/page2.htm

Из весны в зиму
Журнал «МОТОР» Февраль 2007

Наследник ледникового периода
Вокруг света Март 2008

Черная трасса по-норвежски
GEO Октябрь 2007

Норвежское заполярье
GEO Март 2007

В поход по фьордам
Катера и яхты Май 2008

Рыбалка в Норвегии
Норвежское представительство по туризму Июль 2009

В Норвегию за настоящим летом
Норвежское представительство по туризму Июнь 2009

Захватывающее путешествие в сказочную страну фьордов
Норвежское представительство по туризму Июнь 2009


Фотографии:

















Все фотографии


© 2003-2017 TravelStar Разработка: Студия ОРИЕНС  




CarExpert.ru: Автомобили мира