TravelStar - Туристический портал
E-mail Карта сайта Гостевая книга

 СТРАНЫ  |  ОТЕЛИ  |  НОВОСТИ  |  СТАТЬИ  |  ФОТООБОИ  |  ПОДБОР ТУРА  |  ОФИСЫ ПРОДАЖ  

Страны и туры:

  Австрия
  Андорра
  Бали
  Болгария
  Бразилия
  Великобритания
  Вьетнам
  Греция
  Доминикана 
  Египет
  Индия 
  Испания
  Италия
  Канары 
  Кения
  Китай
  Кипр
  Крит
  Куба 
  Маврикий 
  Малайзия 
  Мальта
  Мальдивы 
  Марокко 
  Мексика 
  Норвегия 
  ОАЭ
  Португалия 
  Сейшелы 
  Сингапур 
  Таиланд
  Тунис
  Турция 
  Финляндия
  Франция
  Хорватия
  Чехия
  Черногория
  Швейцария
  Шри-Ланка
  Эквадор
  ЮАР
  Ямайка
  .. другие страны

  Как купить тур

Полезная информация:

  Горные лыжи
  Дайвинг
  Виндсерфинг

  Каталог отелей
  Советы туристам
  Отзывы туристов
  Помощь юриста
  Авиация
  Анекдоты
  Ресурсы сети



КИТАЙ   

КИТАЙ   



С плацкартой по Поднебесной

Эхо планеты Июнь 2006

Архимандрит Августин (Никитин)

В Китае плановых туристов по дальним трассам возят обычно самолетами. А если вы - внеплановый и экономите каждый юань? Ваш шанс - поезд. В многомиллионном Пекине сориентироваться без языка и гида трудновато, но вот вам советы "бывалого". Первый: выбирайте самолеты, приземляющиеся утром. Ехать на ночь глядя из аэропорта в незнакомый город накладно.

Автобусы-шаттлы после семи вечера не ходят, а таксист наверняка привезет к какому-нибудь пятизвездочному "Хилтону". Лучше скоротать ночь в аэропорту.

Итак, утро. Пройдя паспортный контроль, мы попадаем в зал выдачи багажа. Если пассажир одет не по сезону - не беда. Ожидая поклажу, можно зайти в одну из специально устроенных кабинок близ транспортера и переодеться.

Вещи - на тележку (бесплатно), и теперь с независимым видом шагаем по зеленому таможенному коридору в зал прилета - к стойкам обмена валюты. Курс одинаковый, что в аэропорту, что в городе, так что можно поменять сотенные с портретом президента Франклина на сотенные с портретом председателя Мао. За одну зелененькую дают 8 красненьких. Курс довольно стабильный, "усушка" доллара небольшая. Квитанцию обмена надо сохранять до отъезда на родину. Если останутся неизрасходованные юани, то обратить их снова в доллары можно только по предъявлении квитка.

При выходе из здания придется выдержать осаду посредников, предлагающих такси. Но зачем переплачивать, если от терминала в город идут пассажирские автобусы? "Цена вопроса" - 2 доллара (в пересчете). Главное - отыскать площадку, откуда автобус идет прямиком до железнодорожного вокзала. На стояках - надписи: иероглифами и по-английски. Ошибиться трудно.

30-40 минут пути (в зависимости от пробок при съезде со скоростного автобана), и наш "шаттл" прибывает в конечный пункт. "А где же вокзал?" - растерянно озирается новичок. Не надо суетиться. Мы прибыли на задворки - у парадного подъезда автобусу не припарковаться. Самое надежное - идти вслед за пассажирами, тянущими большие чемоданы на колесиках. Они-то точно спешат на поезд.

Такого многолюдия, как на вокзальной площади в Пекине, не увидишь, пожалуй, нигде. Впечатление такое, будто здесь собрались все 1,3 миллиарда китайцев! К пораженному путнику подбегают дилеры: гостиница, такси, камера хранения? Камера...

Сначала сдать тяжесть, а потом - в кассу за билетом. На дальние расстояния поезда обычно уходят вечером, и можно налегке пройтись по Пекину. Основательно познакомиться с ним лучше после возвращения из поездки по стране. А пока надо просто оглядеться.

Верткий носильщик хватает ваш тяжелый рюкзак (чемодан, баул) и тащит к камере хранения. Вы умиляетесь: надо же, какой сервис! Но это не сервис, а стервис, поскольку вас приняли за лоха. Приемщик с носильщиком в сговоре: жестами показывают - 20 юаней за одно место. И никакой квитанции. Но рядом, в двух шагах, стойка поскромнее, и здесь без китайских церемоний принимают багаж за 5 юаней. Высший пилотаж: позволить "волонтеру" донести багаж до выбранного им окна, а потом, изумившись цене, сдать его по соседству.

В огромном зале продажи билетов - до 20 окошечек. И столько же очередей. Ищем самую короткую - в "справочное окошко". Если кассир немного говорит по-английски, это удача. Случается, о ней извещает даже надпись над окошком: "англоговорящий кассир".

У странника-индивидуала должна быть карта с иероглифическими обозначениями городов. Устная речь ненадежна. Есть, к примеру, провинции Цзянсу и Цзянси. А попробуйте объяснить, что вы хотите уехать в Чэндэ, а не в Ченду. Упаси бог ошибиться: между этими городами - две тысячи километров. Так что без иероглифов не обойтись: ткните в нужное место на карте, и кассир поймет. Да еще любезно напишет на клочке бумаги номер окошечка, куда надо занимать очередь. А повезет, то и сам оформит билет через компьютерную сеть.

Если нужен билет на ближайший поезд, достаточно простейшего жеста, а если на завтра - напишите на бумажке год, месяц и число. Цена билета выскочит на экране компьютера, и важно иметь под рукой необходимую сумму. Для справки: билет от Пекина до Куньминя (2 суток пути на юго-запад через всю страну) обойдется примерно в 70 долларов. До Шанхая - около 40. Основной капитал храните в глубокой заначке, чтобы карманники не добрались.

Как-то я наблюдал такую сценку. Воришка выудил бумажник у разини. Полицейский это заметил, но в погоню не бросился. Вор юркнул в подземный переход, но страж порядка, дежуривший внизу, был уже предупрежден по рации. Четким учебным приемом он нейтрализовал "спринтера" и, сидя на нем верхом, защелкнул "браслеты" на запястьях...

Что брать в дорогу? Кроме продуктов важно иметь кружку и заварку. Термосы проводники разносят. Кроме того, к вашим услугам титан с крутым кипятком - рядом со служебным купе.

В Китае есть своя "Чечня" - это Синьцзян-Уйгурский автономный район, где пошаливают мусульмане-сепаратисты. Они могут устроить теракт и в центральном Китае. Поэтому при входе на вокзал весь багаж кладут на транспортер, и он движется через рентгеновскую установку. Главное - перехватить гексоген, а документы никого не интересуют. У нас наоборот: при посадке в вагон достаточно предъявить паспорт, и никто не спросит: "Что у вас, ребята, в рюкзаках?"

В крупных городах вокзалы однотипные. Несколько эскалаторов поднимают пассажирскую "биомассу" на второй этаж. Длинный широкий коридор; справа и слева - двери в залы ожидания на несколько сот человек каждый. Вверху на щитах высвечиваются номера ближайших поездов и соответствующие номера залов ожидания. Все устроено так просто, что понятно даже академику. В каждом зале несколько выходов на перрон. За полчаса до отправления поезда открывается нужный. 2-3 контролера, полицейский. Очередь движется чинно, без шума и давки. Снова коридор и лестницы, ведущие вниз на платформы. Куда идти - подскажут указатели.

У каждого вагона дежурит проводник в форме. Найти свой вагон по табличке несложно, место тоже. А вот какую из трех спальных полок занять? Номер-то у всех один, правда в билете у цифры еще стоит иероглиф. Тут уж пассажиры подскажут лаоваю (иностранцу) - какой у него "уровень". Впереди ночь, и полки застелены чистым бельем (включено в стоимость билета; полотенце свое). Если влезать на верхотуру, то как панда - по боковой лесенке. "Сонного падения" опасаться не следует: у верхних полок - страхующие барьерчики.

Поезд трогается точно по расписанию, проводница собирает билеты, а взамен выдает пластмассовый жетончик. Его нужно хранить до конца поездки. Магистральные направления - скоростные, рельсы - "бархатные". Первые полчаса туалет закрыт - санитарная зона. А если кому-то нужно просто ополоснуть руки - умывальный отсек отдельно. Если приспичило, не надо бить чечетку перед закрытой дверью "WC". Достаточно взглянуть в конец коридора и увидеть, какая вверху зажглась надпись: красная или зеленая.

Когда-то китайцы стали делать вагоны по советскому образцу, но интерьер переделали на свой лад, и стало комфортнее. Музыка днем льется из репродукторов ненавязчиво. Правда, то и дело какой-нибудь пассажир что-то орет в мобильник. А за окном проплывают рисовые поля, плантации, фабричные трубы. Китай, какой он есть...

За полчаса до прибытия проводница собирает жетоны и возвращает проездные билеты. Но не вздумайте выбрасывать квиток! Его потребуют при выходе из здания вокзала. Выход в город - через тоннель. И с "гражданами провожающими" мы не пересекаемся. Так что местному шахиду в поезд просочиться непросто.

Ежегодно в праздник Весны (Новый год по лунному календарю) железные дороги Китая переживают сверхнагрузки. По традиции в эти дни все родственники должны быть в сборе. Несколько поколений одной семьи, разбросанной по всей стране, к празднику Весны съезжаются. По статистическим данным Минжелдора, за 40 дней - с 20 января по 2 марта - ежегодно по всей стране перевозятся 140 миллионов пассажиров. В эти дни составы переполнены, и около 800 тысяч пассажиров ежегодно едут в вагонах без мест.

Вот типичная картина в дни "высокого сезона". Под автодорожным мостом напротив Гуанчжоуского вокзала или на привокзальной площади люди спят, завернувшись в ватные одеяла. Большинство из них пришли на вокзал всей семьей и по очереди стояли за билетами. Жить в гостинице не каждому по карману, потому-то они предпочитают ночевку под открытым небом. Некоторые ждут билетов уже дней пять.

На площади перед Пекинским вокзалом можно увидеть людей, держащих в руках листок, на котором написано: "Покупаю билет на поезд..." Их ждут срочные дела, а приобрести билет заранее не удалось. Вот и изобрели эту систему. Так и развелись спекулянты, торгующие билетами на "дефицитные" поезда. На черном рынке цена плацкартного билета на поезд Пекин-Гуанчжоу в пять раз выше госцены. И все же ежедневно 15 тысяч человек не могут выехать из Пекина. Не доставшие билетов пассажиры нарушают нормальный порядок - все вокзалы набиты под завязку. Даже самые тихие и вежливые люди в толкучке не могут избежать стычек.

В Гуанчжоу на вокзальной площади море людей, но "морской" стихии нет - ситуация под контролем. Через каждые 15-20 метров - шеренги солдат, чье присутствие дисциплинирует толпу.

Проблемы с "местом под солнцем" возникают не только в праздник Весны, но и летом. Город Тайань славен горой Тайшань, местом паломничества буддистов, приверженцев даосизма, последователей Конфуция и просто любознательных туристов. Беда в том, что в провинциальном Тайане бывают лишь проходящие поезда.

...Билет до Нанкина мне, конечно, продали, но без места. Значит, предстоит битва в пути. За десять минут до прибытия поезда пассажиров выпускают на платформу под присмотр полицейских и железнодорожных офицеров. Там, где остановятся бесплацкартные вагоны, формируются очереди. 10-15 человек становятся в затылок друг другу, остальные идут дальше - к следующему "виртуальному" пока вагону. Еще одна очередь, и так - одна за другой, по доброй половине перрона. Каждый "хвост" курирует полицейский. У некоторых пассажиров в руках маленькие пластмассовые скамеечки: чтобы не толкаться в переполненном вагоне, а присесть в тамбуре. Вхожу в вагон - все забито. Четыре часа простоял в дверях, не в силах шелохнуться.

А теперь посмотрим, в каких условиях работают свыше трех миллионов китайских железнодорожников. Им тоже приходится нелегко. В семь утра на работу, в восемь вечера - с работы, выходных нет. В экспрессе Пекин-Гуанчжоу разговорился с проводником.

- Днем подметаю вагон через каждые полчаса. Некоторые пассажиры охотно идут навстречу, а некоторые даже не шелохнутся, да к тому же скажут что-нибудь резкое. Летом температура в вагоне не менее 40 градусов, пассажиры обливаются потом. В период весенних перевозок мы вообще работаем без передышки. У нас так и говорят: "Время, проведенное с женой, намного меньше, чем с пассажирами". Из каждого рейса возвращаемся охрипшими, дома ни к чему не тянет, только хочется выспаться хорошенько.

В перегруженных вагонах работать еще труднее. С приближением к следующей станции нервы проводников напрягаются. Больше всего они тревожатся за безопасность пассажиров. Состав трогается, а некоторые еще не успели сесть в вагон, другие норовят пролезть прямо в окно. Еще труднее железнодорожникам, работающим на севере. В Харбине, где чувствуется дыхание Сибири, зимой бывает под 30 ниже нуля. Проверка локомотивов проходит в суровые морозы, обходчики в любую погоду выходят на пути. Именно эти безвестные труженики своим усердным трудом обеспечивают безопасность движения поездов, предупреждают аварии и пожары.

Железная дорога отличается большой пропускной способностью и низкой себестоимостью. Энергии она расходует намного меньше автодорожного и воздушного транспорта, да и билеты не такие уж дорогие. Еще долгое время Китай не сможет в массовом порядке пересесть на самолеты и автобусы. Так что экономический уровень населения обеспечивает лидерство железнодорожному транспорту.

...В Евангелии сказано: "Да не случится бегство ваше зимою или в субботу". В применении к Китаю можно было бы сформулировать такую заповедь: "Да не случится путешествие ваше во время летней Олимпиады 2008 года!". Ведь ее будут проводить в Пекине.


© Эхо планеты

Июнь 2006



Дополнительная информация:   

  Китай



Статьи по теме:

Змеекомплекс
Коммерсант Март 2006

Харбин. Страницы русской истории
Эхо планеты Февраль 2006

Китай: модернизация повседневности
Архив путешественника Январь 2006

Культурно-исторический архитектурный комплекс Аомэнь
Жэньминь Жибао Октябрь 2005

Казино в Китае - наследие португальцев
Эхо планеты Октябрь 2005

"Диснейленд" в стиле "фэншуй"
Эхо планеты Сентябрь 2005

Шангрила - Солнце и Луна в сердце
Жэньминь Жибао Сентябрь 2005

Встречи с нетуристическим Пекином
Эхо планеты Сентябрь 2005

Кашгар в сердце
Жэньминь Жибао Сентябрь 2005

Старинный город Хуанлунси
Жэньминь Жибао Август 2005

Красивый город Циндао
Жэньминь Жибао Август 2005

Мосты Шаосина провинции Чжэцзян
Жэньминь Жибао Июль 2005

Крупнейший в мире императорский парк
Жэньминь Жибао Июль 2005

Мистика, горы и индиго
Жэньминь Жибао Июнь 2005

Другая планета
Туризм и отдых

Течет вода реки Янцзы. Куда велят ей китайцы.
Иностранец

Дорожные расходы.
Иностранец

По Тибету
www.spb.ru

Китайский университет: интересно, дешево, модно
Иностранец

Рыба со вкусом рыбы - не рыба
Туринфо

Одно государство - две палочки
Иностранец

Хайнань - остров южнее моря
Иностранец

Маленькая прогулка в большой стране
АиФ

Из Китая в Индию на рафте
Аэрофлот Январь 2006

Прекрасное пастбище, цветы и плевелы
Эхо планеты Январь 2007

Старые песни о главном по-китайски
Эхо планеты Январь 2007

Великая Китайская стена как "чудо застенчивости"
Эхо планеты Февраль 2007

Небоскреб под ногами
Ведомости Аперль 2007

В Тибет на Ходоин – праздник кислого молока
Эхо планеты Сентябрь 2007

Как рождаются миражи
Эхо планеты Август 2007

На велосипедах по Гималаям-1
GEO Апрель 2007

Доброе утро, Гонконг!
GEO Декабоь 2006

Китай. Будда живет в каждом
Журнал «МОТОР» Март 2008

Вечный город Сиань
вокруг света Октябрь 2008


Фотографии:


Храм Неба


Парк Мира






Tiananmen Square




Все фотографии


© 2003-2017 TravelStar Разработка: Студия ОРИЕНС  




CarExpert.ru: Автомобили мира