TravelStar - Туристический портал
E-mail Карта сайта Гостевая книга

 СТРАНЫ  |  ОТЕЛИ  |  НОВОСТИ  |  СТАТЬИ  |  ФОТООБОИ  |  ПОДБОР ТУРА  |  ОФИСЫ ПРОДАЖ  

Страны и туры:

  Австрия
  Андорра
  Бали
  Болгария
  Бразилия
  Великобритания
  Вьетнам
  Греция
  Доминикана 
  Египет
  Индия 
  Испания
  Италия
  Канары 
  Кения
  Китай
  Кипр
  Крит
  Куба 
  Маврикий 
  Малайзия 
  Мальта
  Мальдивы 
  Марокко 
  Мексика 
  Норвегия 
  ОАЭ
  Португалия 
  Сейшелы 
  Сингапур 
  Таиланд
  Тунис
  Турция 
  Финляндия
  Франция
  Хорватия
  Чехия
  Черногория
  Швейцария
  Шри-Ланка
  Эквадор
  ЮАР
  Ямайка
  .. другие страны

  Как купить тур

Полезная информация:

  Горные лыжи
  Дайвинг
  Виндсерфинг

  Каталог отелей
  Советы туристам
  Отзывы туристов
  Помощь юриста
  Авиация
  Анекдоты
  Ресурсы сети



МЕКСИКА   

МЕКСИКА   



Жаба, средство от обморока

Эхо планеты Апрель 2001

Александр Трушин

Это было похоже на заклинание. 70-летняя Лладия Родригес размахивала сухими морщинистыми ручками, что-то воинственно выкрикивала на родном индейском языке, то и дело вставляя в речь чужеродное слово: "Патенте - но, патенте - но!" Односельчане, окружившие женщину, громко вторили ей, а менее боевые, стоя поодаль, покачивали головой в знак согласия.

Маленький поселок Набалам, раскинувшийся близ сельвы мексиканского штата Чьяпас на границе с Гватемалой, волновался: их земли, богатые целебными травами, решили "прибрать к рукам" американские деятели здравоохранения. Такой проект разработал антрополог университета Джорджии (США) Брент Берлин, и на его осуществление различные медицинские организации и институты уже выделили 2,5 миллиона долларов. Цели, провозглашенные проектом, звучали гуманно: защитить исчезающие целебные растения, тщательно исследовать их свойства, чтобы использовать "живые лекарства" более продуктивно. Все это возлагалось на "Международную группу кооперации в сфере биоразнообразия", которую возглавил Берлин.

Но проекту не суждено было осуществиться. Индейцы стеной встали на защиту своих "целебных богатств". Берлину, который с 1960 года изучает традиционную медицину мексиканских индейцев майя, не удалось договориться с влиятельным в Чьяпасе Советом организаций традиционных индейских медиков и акушеров, тоже занимающихся возрождением древних методов лечения травами. Не помогло даже обещание антрополога выделить жителям почти 50 деревень, попавших в зону действия проекта, их доли прибыли от продажи патентов или медикаментов, созданных на "индейских травах". Местные жители хотят сами быть хозяевами своей земли и своей судьбы.

...Многочисленные мифы народов Латинской Америки сохранили массу историй, связанных с собирателями полезных растений, их врагами и покровителями. У каждого народа был свой бог. У него просили помощи, отправляясь на сбор ценных трав и полезной мелкой живности. Например, съедобных улиток, составлявших некогда существенную часть рациона древних майя.

Путем бесконечных проб и ошибок, за которые приходилось расплачиваться жизнью, мексиканские индейцы выделили из всего разнообразия зеленого мира съедобные и ядовитые растения, нашли способы их обработки. Именно в доколумбовый период были сделаны важнейшие открытия в гомеопатии, к которым обращается и современная медицина: дозы и компоненты лекарств выверялись экспериментально на протяжении тысячилетий. Так, например, цветком гвоздики лечили кашель. Настой коры корицы помогал при бесплодии. Мятой снимались желудочные боли и расстройства. Боярышник заживлял даже старые воспаленные раны. С помощью чернобыльника излечивались кишечные и желудочные колики. Средством от ревматизма и нарушения кровообращения считались компрессы из стеблей крапивы. Настой из лиан употреблялся при болезнях почек. Многие растения индейцы не только собирали в "дикой природе", но и культивировали на рукотворных плантациях.

Открытия, сделанные древними собирателями, можно перечислять бесконечно. Испанский хроникер времен конкисты Гарсиласо де ла Вега в книге "Коментариос" пишет, что "испанцы предпочитали, чтобы их раны лечили индейцы, которые быстро поправляли им здоровье". Исстари считается, что роль медика нередко выполнял жрец, поскольку в культуре индейцев не было различия между медициной, магией и религией. Эта связь до сих пор сохранилась во многих индейских общинах Мексики. Однако современный исследователь Луис Сеггиаро в работе "Индейская медицина Америки" доказывает, что медики майя имели четкую специализацию: одни лечили раны, другие - вывихи и переломы, третьи - зубы.

В знаменитом Музее антропологии Мехико, расположенном вблизи парка-леса Чапультупек, я увидел глиняные фигурки, которым не менее тысячи лет. Почти все одинаковые, они различаются только предметами, которые держат крошечные человечки. У одного в руках какой-то фрукт, у другого - небольшой сосуд из полой тыквочки. Так, очевидно, выглядели первые "экспериментаторы", пробовавшие незнакомые растения. А в мексиканских колониальных кодексах можно найти рисунки полезных, вредных, лекарственных и съедобных трав и цветов. Человек среди растений - едва ли не главный мотив и в изобразительном искусстве индейцев. А ведь люди рассказывают о том, что считают важным.

Кстати, недавно я присутствовал на презентации книги известного мексиканского антрополога Ракель Торрес Серданы "Цветы и травы в традиционной мексиканской кухне", включившей и 50 лечебных рецептов. Сама Торрес Сердан родом из горного района Халапа департамента Веракрус, который она считает кладезем лечебных растений. Искусству различать их и правильно использовать она научилась у местных индейцев. Некоторые советы из книги Торрес Сердан могут вызвать шок, хотя против шока они и предназначены. Например, при обмороке и потере сознания надо пить отвар из... кожи жабы. На этой основе, между прочим, создан так называемый буфариан, который современные медики применяют именно при этих явлениях. Для повышения сопротивляемости организма и борьбы с усталостью индейцы пили какао - его столь же успешно использовал и покоритель Мексики испанский конкистадор Эрнан Кортес. А современная психотерапия создает ценные препараты на основе пейоте, составляющего галлюцинированных наркотиков, что были в ходу у индейцев толтекас и мехикас.

К сожалению, достижения цивилизации зачастую перечеркивают тысячи лет народного опыта и традиции древних, передаваемые из поколения в поколение. Да и молодежь не слишком жалует занятия предков. Об этом говорилось и на очередной, шестой встрече "За настоящее и будущее медицины майя", состоявшейся в мексиканском городе Кампече. Ныне, сетовали представители Организации традиционных медиков майя, практикой занимаются в основном люди в возрасте от 60 до 80 лет. Они продолжают не только врачевать, но собирать и выращивать лечебные растения. Среди таких "последних из могикан" - и выступивший на встрече 79-летний Франсиско Рус Чан, который знает тайну трав и в домашних условиях делает лечебные мыла, помады, таблетки, помогающие от многих недугов. Его ровесника - Хосе де Кармен Ук-Ук, широко известного в Кампече специалиста-ортопеда, ценному ремеслу много лет назад научила бабушка.

О чудо-лекарях из индейских поселений, до сих пор сохранившихся на полуострове Юкатан и в других регионах Мексики, ходят легенды. Но приверженцы традиционной медицины, давно ставшей частью культуры Мексики, негодуют. Поводов много. Нет закона, регламентирующего ее деятельность, защищающего целебную флору, особенно те ее виды, которые находятся на грани вымирания, подвергаясь опылению химическими удобрениями. Ее компрометирует фармацевтическая промышленность, выпуская лечебные средства на травах и кореньях, но не придерживаясь рецептов настоящих знахарей, что часто делает лекарства неэффективными.

Медики майя просят власти узаконить их статус, подтвердив его патентами, защитой прав на производство лечебных средств и торговлю ими.

Представитель Организации традиционных медиков майя Антонио Осорио Ортега сказал мне, что они добиваются официального признания их деятельности правительственной системой здравоохранения. "Ведь традиционный медик майя - это тот же лекарь, только он бескорыстно служит коренному населению, которое из-за своей бедности не в состоянии оплачивать услуги других врачей".

Что же касается американского проекта Берлина, о котором я упомянул в начале, то многие связывают его провал с растущим самосознанием индейцев Чьяпас. Разного рода иностранных специалистов, действующих в этом штате, коренные жители воспринимают не более, чем "биопиратов". И действительно, антропологи, биологи, социологи, посещающие индейские общины, сплошь и рядом просто воруют у местных знахарей ценные сведения, на которых безбожно наживаются.


© Эхо планеты

Апрель 2001



Дополнительная информация:   

  Мексика



Статьи по теме:

Однажды в Мексике
Националь Сентябрь 2004

Бойко идет торговля в подземном Мехико
Эхо планеты Октябрь 2004

День поминовения усопших
Националь Ноябрь 2004

Текилу надо пить правильно
Эхо планеты Декабрь 2004

Заправка по-мексикански, или пить вас никто не заставляет
Эхо планеты Февраль 2005

На "празднике козла" только главному герою не везет
Эхо планеты Ноябрь 2005

Мексика: разные дороги к одному Богу
Эхо планеты Апрель 2003

В Мексике Марии не хотят стать Мэри
Эхо планеты Ноябрь 2002

Какое счастье, что я мексиканец!
Эхо планеты Сентябрь 2002

Тайна мексиканской пустыни
АиФ Май 2002

Город-сувенир, построенный на серебре
Эхо планеты Апрель 2002

Медовый вояж
Travel.ru Март 2002

Приют для влюбленных в горах
Эхо планеты Январь 2002

Канкун, канкан и капкан
Вечерний Нью-Йорк

Мехико. На руинах Теночтитлана
Эхо планеты Март 2001

Напиток, доставленный из Рая
Эхо планеты Февраль 2001

Пряные соблазны Акапулько
Эхо планеты Январь 2001

Золотые годы модно проводить в Мексике
Иностранец Февраль 2004

Между коралловым рифом и морским дном
Иностранец Февраль 2004

В погоне за великанами
Вояж

Граница на мексиканском замке
Туринфо

Две недели вверх ногами
Иностранец

Теотиуакан. Взлетная полоса начинается у пирамид
АиФ

Дикий спуск в Канкуне или Самый водный парк.
Иностранец

Там, за стеной, Америка
Эхо планеты Январь 2007

Дар голубой агавы
Вокруг света Март 2007

Сидящие на кофейном дереве
Эхо планеты Август 2007

В гостях у Троцкого
Ведомости Сеньтябрь 2007

Большой миф маленького острова
Вокруг света Декабрь 2007

Сеньор, дайте на черепушку
Эхо планеты Декабрь 2007

Где этот дом?
Ведомости Февраль 2008

Завороженные смертью
Вокруг света Ноябрь 2008


Фотографии:





Paamul











Все фотографии


© 2003-2017 TravelStar Разработка: Студия ОРИЕНС  




CarExpert.ru: Автомобили мира