TravelStar - Туристический портал
E-mail Карта сайта Гостевая книга

 СТРАНЫ  |  ОТЕЛИ  |  НОВОСТИ  |  СТАТЬИ  |  ФОТООБОИ  |  ПОДБОР ТУРА  |  ОФИСЫ ПРОДАЖ  

Страны и туры:

  Австрия
  Андорра
  Бали
  Болгария
  Бразилия
  Великобритания
  Вьетнам
  Греция
  Доминикана 
  Египет
  Индия 
  Испания
  Италия
  Канары 
  Кения
  Китай
  Кипр
  Крит
  Куба 
  Маврикий 
  Малайзия 
  Мальта
  Мальдивы 
  Марокко 
  Мексика 
  Норвегия 
  ОАЭ
  Португалия 
  Сейшелы 
  Сингапур 
  Таиланд
  Тунис
  Турция 
  Финляндия
  Франция
  Хорватия
  Чехия
  Черногория
  Швейцария
  Шри-Ланка
  Эквадор
  ЮАР
  Ямайка
  .. другие страны

  Как купить тур

Полезная информация:

  Горные лыжи
  Дайвинг
  Виндсерфинг

  Каталог отелей
  Советы туристам
  Отзывы туристов
  Помощь юриста
  Авиация
  Анекдоты
  Ресурсы сети



ВЬЕТНАМ   

ВЬЕТНАМ   



Южная страна гор и рек

Туризм и отдых Февраль 2005

Николай Баландинский

Благодаря внешним очертаниям Вьетнам часто сравнивают с коромыслом, нагруженным тяжелыми корзинами риса, собранного на полях в долинах двух могучих рек — Хонгха (Красная) на севере и Меконга на юге.

Авторство этого сравнения оспаривается, и многие вьетнамцы даже полагают, что оно впервые появилось в… советской публицистике! Как бы то ни было, эта метафора стала классической, как и сам образ носильщика (а чаще — носильщицы) в круглой соломенной шляпе нон. Географически территория страны делится на три части: северную — Бакбо, центральную — Чунгбо (то самое «коромысло») и южную — Намбо. Именно в Бакбо зародилась собственно вьетнамская государственность. Здесь же находится столица Вьетнама Ханой, уже уступающий по числу жителей Хошимину (Сайгону).

Южная страна гор и рек — именно так называли Вьетнам северные соседи китайцы, одновременно колонизаторы и учителя. На протяжении тысячи лет (до 938 года) территория Северного Вьетнама находилась под китайским господством, отсюда и многочисленные китайские заимствования во вьетнамской культуре, начиная с производства шелка и заканчивая дворцовой и храмовой архитектурой. В Хюэ (столица Вьетнама с 1804 по 1831 год) есть даже свой Запретный город. Вплоть до ХХ века китайскую письменность и основанную на ней местную иероглифику (ном) широко использовали в делопроизводстве, художественной литературе, при обучении в школах и университетах. Однако не стоит полагать, что Вьетнам в культурном плане представляет собою некий филиал Китая. Скажем так: для Вьетнама Китай, что для Руси Византия. Культурный импульс чужой, но корни свои собственные! Даже традиционный дракон изображался по?разному: у вьетов он больше напоминал упитанного дождевого червя с собачьей головой, чем китайское чудовище о четырех лапах с крылышками.

Не меньшее влияние на культуру Вьетнама и облик его городов оказали и французы. С 1862 года их присутствие в стране стало постоянным. Кстати, изобретение современного европеизированного вьетнамского алфавита относится не к колониальной эпохе, а к XVII веку, когда французский миссионер-иезуит Александр де Роде (Rhodes) решил упростить задачу христианизации широких народных масс вьетов путем введения более демократичной формы письма на латинской основе. Для европейцев вьетнамская письменность куок-нгы представляется вообще крайне легкой, главное — освоить многочисленные тональности фонетики, обозначаемые на письме определенными апострофами. При отсутствии у обучаемого музыкального слуха сделать это, увы, не удастся…

Современную столицу Ханой еще недавно величали азиатским Парижем. Французов здесь по?прежнему много, но приезжают они уже в качестве туристов. Это ностальгическая мода, общая для всех бывших колониальных держав: всегда интересно посмотреть на то, что когда?то было твоим владением. Храм Святого Иосифа (Сен-Жозеф) с его двумя готическими башнями более подходит для средневекового французского города, чем для столицы страны, лежащей между тропиком и экватором. Ханой, как и его южный собрат Сайгон, гордится своим архитектурным колониальным наследием, которое для молодых поколений никогда не стареющего вьетнамского народа является своеобразной европейской экзотикой.

Китайский культурный пласт представлен в Ханое Храмом Литературы, основанном в 1070 году императором Ли Тхан Тонгом, и здесь же в 1076 году был открыт первый во Вьетнаме конфуцианский университет. Вьетнам тогда назывался Дайвьет, а совсем молодой еще Ханой — Тханглаунг («город парящего дракона»). Династия Ли, сделавшая Тханглаунг своей столицей в 1010 году, стремилась, с одной стороны, освободиться от излишней привязанности к китайской цивилизации и поддерживала интернациональный буддизм, а с другой — не могла отказаться от мудрых и практичных конфуцианских доктрин. Те же тенденции прослеживались и при императорах династии Поздних Ле (1428–1788 годы), старавшихся максимально вьетнамизировать страну и при которых университет в ханойском Храме Литературы достиг расцвета. О той эпохе напоминают 82 стелы с именами тех специалистов с высшим образованием, которые успешно выдерживали проводившийся раз в три года экзамен на звание доктора наук.

Всего в Ханое около 500 различных храмов, пагод и молелен. Самым крупным из ныне действующих буддийских храмов является Посольская пагода Чуа Куан Су. Символом Ханоя можно по праву считать Пагоду на одном столбе (1049 год). Отступавшие в 1954 году из Вьетнама французские колонизаторы напоследок совершили постыдный поступок: они попросту взорвали древний памятник… Сейчас столб, удерживающий пагоду над гладью маленького озерка, бетонный, что, впрочем, не смущает многочисленных туристов, которые с воодушевлением фотографируются на фоне главной ханойской достопримечательности.

Есть в Ханое храм, историю которого можно связать со сказкой «Золотой ключик». По легенде, когда император Ле Лой, незадолго до этого разгромивший китайские войска (1428 год) с помощью волшебного меча, катался на лодке по озеру на окраине Ханоя, на поверхность всплыла огромная черепаха. Она схватила зубами меч и утащила на дно, вернув богам оружие, которым они дали попользоваться удачливому императору. С тех пор озеро, находящееся теперь в самом центре вьетнамской столицы, получило имя Хоан Кием, то есть Озеро, хранящее меч. В храме Нгок Сон на его берегу стоит «копия» той самой рептилии. Любопытно то, что в этом водоеме до недавнего времени действительно встречались черепахи громадных размеров, а посреди него высится башня Черепахи.

Недалеко от храма Нгок Сон расположено здание Национального театра кукол на воде. Возникшее в простонародье, среди затопленных рисовых полей Бакбо, искусство водного кукольного театра сначала было надолго забыто, а затем неожиданно получило не только национальное, но и мировое признание. Посещение театра дает возможность не только посмотреть оригинальное представление, но и послушать национальную вьетнамскую музыку, в том числе и в исполнении однострунного инструмента данбау — средневековой вьетнамской электрогитары (по своему звучанию они практически идентичны).

Ханой славится своими музеями. С далеким прошлым страны и национальным искусством лучше всего знакомиться в Историческом музее и Музее изящных искусств. Кстати говоря, большой вклад в изучение ранней вьетнамской истории внес русский археолог Виктор Голубев. Он эмигрировал из России в 1917 году, а в 1920?х годах провел ряд крупномасштабных исследований памятников Донгшонской культуры бронзового века в бассейне Красной реки.

Из новых стоит отметить Этнографический музей, созданный при поддержке Музея человека в Париже. Особенно привлекательна его экспозиция для тех, кто решит отправиться из Ханоя на северо-запад, в горный район Сапа, примыкающий к китайской провинции Юньнань. Он известен своими малыми народностями, сохранившими традиционный быт и уклад.

Особняком стоит Музей и Мавзолей Хо Ши Мина. О состоянии дядюшки Хо (который вообще?то завещал себя кремировать) следят специалисты Мавзолея Ленина. Раз в год усыпальница в Ханое закрывается на «реставрацию», но смену почетного караула понаблюдать в это время все?таки можно. Хо Ши Мин оставил о себе в народе не самую плохую память, благо он сумел избежать бессмысленных массовых репрессий. Поэтому ирония по поводу личности дядюшки Хо и мавзолея в частности неуместна.

Ханой считается городом более консервативным, чем Сайгон. Между ними действительно есть определенные различия в облике и ритме жизни. Общим является обилие мотоциклистов на улицах. За годы реформ вьетнамцы из нации на велосипедах превратились в нацию на мотобайках. Сплошной поток мотоциклистов создает проблемы при переходе улиц: это напоминает какой?то смертельный трюк. Однако не все так страшно. Главное, пересекать проезжую часть медленно, и тогда мотоциклисты заранее наметят траекторию объезда.

Вообще, Вьетнам довольно безопасная страна. Уровень преступности низок по сравнению с соседями по Индокитаю. Правда, в крупных туристических центрах появились карманники, однако размах их деятельности все же далек от неаполитанского. К достоинствам Вьетнама следует отнести и дешевизну товаров и услуг. Здесь пока отсутствуют Макдоналдсы, но в этом и нет особой нужды: сытный обед в среднем обходится в пять долларов. Цены на лаковые миниатюры — от двух долларов, на произведения более тщательной выделки — не менее пяти долларов. И так во всем.

Настоящей жемчужиной Северного Вьетнама по праву является бухта Халонг в Тонкинском заливе (Тонкин — еще одно из названий средневекового Ханоя). Дорога из столицы до одноименного портового городка занимает около трех часов. Важно отметить, что во внешне пуританском Вьетнаме Халонг — средоточие сомнительных развлечений, скрывающихся за вывесками массажных салонов. Однако в сам город туристы заезжают довольно редко: их путь в большинстве случаев лежит на пристань круизных джонок, что в двух километрах от Халонга. От нее начинаются одно-, двух- и трехдневные круизы по бухте Халонг с остановками на островах, посещением сталактитовых пещер, а в летнее время — купанием на фоне потрясающих пейзажей. Стоит подобное удовольствие 50 долларов в день с трехразовым питанием (кухня, естественно, сугубо морская). Халонг в переводе означает «место, где дракон опустился в воду». Любопытно то, что подобно ханойской черепахе Тортиле, кое?что загадочное в водах Халонга действительно водится. По крайней мере, так утверждают рыбаки и моряки. Есть ли в их рассказах доля истины или они предназначены для привлечения туристов, сказать трудно. Чудовище, если оно существует, может прятаться от людских глаз в одной из многочисленных карстовых пещер какого?нибудь отдаленного острова. Так ли это, попробуйте проверить сами! Если посчастливится, то привезете домой в качестве сувенира собственный снимок вьетнамского Несси. А главное — сразу станете знаменитым!


© Туризм и отдых

Февраль 2005



Дополнительная информация:   

  Вьетнам



Статьи по теме:

Вьетнам — здесь счастье живет в большом животе
Туризм и отдыx Февраль 2005

Вьетнам. Страна неуловимого дракона
Отдых и путешествия Февраль 2003

Сайгонский блуд
Вечерний Нью-Йорк Февраль 2002

Дарить детям деньги на Новый год - к счастью
Закон. Финансы. Налоги Январь 2001

На родину дедушки Хо
Туринфо Февраль 2000

Секрет Лань Лена
Туринфо Январь 2002

Халонг ждет гостей
Иностранец Июль 1998

Другая планета
Туризм и отдых

Коррида по-вьетнамски
Иностранец 2002 год

Американцы опять во Вьетнаме. А мы - нет.
Иностранец 1997 год

Золото Вьетнама
Странник 1997 год

В туманных лесах Фансипана
Вокруг света Март 2004

На слонах в каменный век
Вокруг света Апрель 2004

Сердце змеи
Аэрофлот Январь 2006

Тихая Сапа
Вокруг света Февраль 2008

Вьетнам
GEO Ноябрь 2007




© 2003-2017 TravelStar Разработка: Студия ОРИЕНС  




CarExpert.ru: Автомобили мира