TravelStar - Туристический портал
E-mail Карта сайта Гостевая книга

 СТРАНЫ  |  ОТЕЛИ  |  НОВОСТИ  |  СТАТЬИ  |  ФОТООБОИ  |  ПОДБОР ТУРА  |  ОФИСЫ ПРОДАЖ  

Страны и туры:

  Австрия
  Андорра
  Бали
  Болгария
  Бразилия
  Великобритания
  Вьетнам
  Греция
  Доминикана 
  Египет
  Индия 
  Испания
  Италия
  Канары 
  Кения
  Китай
  Кипр
  Крит
  Куба 
  Маврикий 
  Малайзия 
  Мальта
  Мальдивы 
  Марокко 
  Мексика 
  Норвегия 
  ОАЭ
  Португалия 
  Сейшелы 
  Сингапур 
  Таиланд
  Тунис
  Турция 
  Финляндия
  Франция
  Хорватия
  Чехия
  Черногория
  Швейцария
  Шри-Ланка
  Эквадор
  ЮАР
  Ямайка
  .. другие страны

  Как купить тур

Полезная информация:

  Горные лыжи
  Дайвинг
  Виндсерфинг

  Каталог отелей
  Советы туристам
  Отзывы туристов
  Помощь юриста
  Авиация
  Анекдоты
  Ресурсы сети



ИНДИЯ   

ИНДИЯ   



Тайный лик божества

Иностранец



Я несколько лет путешествую по Индии. Эта страна открывалась мне фантастически многообразно: шестью сезонами года, разными странами света - своим югом и севером, жарой и холодом, искренностью и лукавством людей, их целеустремленностью и безалаберностью.

Во всех местах - городах, поселках и деревнях - я стараюсь обязательно посетить два места: базар и храм. Часто в Индии они соседствуют, или даже почти слиты - храмы окружены лавчонками, в которых торгуют не только предметами культа, но и повседневными предметами обихода, утварью, одеждой, косметикой, сувенирами, продуктами. Во многих лавочках, магазинах имеется маленький домашний настенный храм, где обитают боги, охраняющие хозяев и способствующие получению прибыли. Можно сказать, эти места - университеты, где люди с младенчества учатся важнейшей жизненной ценности индийской культуры - умению общаться с людьми.

Если вы в Индии собираетесь на базар или в храм, следует взять с собой деньги. Не слишком много, впрочем: и торговцы, и нищие - попрошайки, и храмовые священники - люди проницательные, они каким-то внутренним чутьем чуют, сколько можно из вас выудить.

В храме деньги понадобятся для мелкого подаяния (с этим надо быть осторожным: одарив одного нищего, вы рискуете оказаться в окружении целой шайки попрошаек), для покупки сувениров и книг, цветов и кокосовых орехов, светильников для службы, и для других мелких нужд.

Индуистские храмы удивительно красивы. Не побывав в них, невозможно понять истории и повседневности этой древней религии. Но вот в большинство храмов священного города Варанаси (Бенарес) неиндуистов не пускают. Перед входом висят таблички с грозной и неприятной надписью на хинди и английском: Only for hindu "Только для индуистов". Можно, конечно, хитрить: надевать сари, брать в проводники местных жителей, но всегда есть шанс нарваться на неприятности. Слава богу такое случается не повсеместно. Нарпимер в южноиндийском штате Тамилнад - в отличие, от соседней Кералы - пускают всех желающих. А вот фотографировать и снимать на видео зачастую запрещено повсюду.

Запретный плод сладок! Чего только не сделаешь ради фотоискусства!

Я провела несколько дней в храме Айяппана в Чаннаи (Мадрасе), внимательно следила за всеми богослужениями, делала зарисовки, что-то записывала в блокнот, втерлась в доверие к священникам, побывала в гостях в их семьях. Стала другом четырех брахманских семей, живущих и служащих в храме. Но ни за какие коврижки - ни за хорошее отношение, ни даже за деньги, мне не разрешили сделать хотя бы одно-единственное фото внутри храма, просто самый невинный общий вид площадки с домиками, где обитают божества.

Уже в первый день знакомства священники одарили меня плакатом с изображением божества, красным порошком и священным пеплом, освященными цветами и фруктами. Но - ни единого фотоснимка на верхней храмовой площадке. После дневного богослужения все четыре священника в сопровождении повара, добровольных служителей дружно спустились вниз, к боковым воротам и специально позировали для меня.

И тем не менее, договориться можно.

Лучше всего позвать администратора и объясняться с ним. Потому что не всюду священники правомочны решить этот вопрос. Подчас они тут всего лишь наемные работники, исполняющие обряды.

И конечно же существуют храмы в которых все разрешено за 1-2 доллара, о чем и сообщает плакат у входа.

Так я поступила в храме Джамбукешвары в священном городе Тиручирапалли. Купила билет на вход и фотосъемку, счастливо замурлыкала и гордостью вытащила из-под полы свою камеру. Вошла в храм.

День был солнечный, и фотографии обещали быть чудесными. Я обошла храм по внутреннему периметру, запечатлела скульптуры Шивы и Парвати, священное дерево джамбу, затем вступила в полумрак внутреннего храмового пространства. Там пахло сыростью от камня, душистым сандалом, пряностями и травами. Посетителей почти не было. Главное храмовое изображение, скульптура бога Шивы находилась в гарбхагрихе - "внутренних покоях", "доме-чреве" храма. Это центральный зал с полуоткрытой дверью и порогом, около которого примостился и дремал служка. Входу туда препятствуют металлические перила. Прямо напротив входа устроен деревянный помост с подъемником, также огражденный перилами. В святилище было почти совсем темно и дымно, лик божества освещался пламенем нескольких маленьких светильников. Разглядеть что-то не представлялось возможным. Наконец, маленькая группа посетителей вошла внутрь святилища, и началась пуджа - небольшое индивидуальное богослужение, с приношением даров и обретением благословения.

Я решила сфотографировать освещенные лица людей, стоящих ближе всего к косяку двери. Полутьму озарила вспышка. И вместе с ней, прямо передо мной, возникло из небытия гневное индийское божество. Слава богу, это был всего лишь служка, до этого момента дремавший на ступени перед входом в святилище!

Сверкая глазами и захлебываясь от негодования, он потребовал отдать ему фотоаппарат. Между нами завязалась драка: он колошматил меня, пытался вырвать из моих рук камеру, попутно он явно не брезговал и другими моими вещами. И это ему удалось. Фотоаппарат был раскрыт и пленка вытащена и засвечена. Политиленовый пакет был разорван. После чего служка успокоился, а я продолжала рыдать и причитать, поминая всех индуистских богов, прославляемое индийское гостеприимство и администрацию храма заодно. Рыдания прекратились сами, как только я обнаружила пропажу кошелька. Там находилась сумма, приблизительно в 1000 рупий (около 25 долларов, но и это было немало для меня). Не знаю, чего в тот момент мне было более жалко - засвеченной пленки или пропажи денег. Слава всем богам, паспорт и крупная денежная сумма у меня лежали отдельно.

На лицах обступивших меня людей я увидела сочувствие и решительно потребовала полицейского.

Вместе с полицией мы отправились к администрации храма Было воскресенье, и административный офис был практически пуст. Со мной занимались несколько человек: полицейский, англоговорящий юноша-переводчих и несколько сотрудников храма. Почему-то слезы опять хлынули сами собой, и я возмущенно сопя, стала отстаивать свое право на фотосъемку.

Гордо потрясая квитанцией (на счатье в кошелек ее не положила) и призывая всех богов в свидетели, я вещала! Я говорила о том, как важна была для меня отснятая пленка, о том, что я одна путешествую по Индии. Я говорила, о том, как мало у меня осталось денег, как это бесчеловечно - украсть кошелек у бедного российского академического работника. О том, как нехоршо это делать в святом для всех (и меня в том числе) месте. Я горевала, что это подорвало мою веру в добро, в святость и гостеприимство индуизма в целом и тамилов в частности. Если я и совершила досадную оплошность, сфотографировав их святыню, так это не по злому умыслу, а по незнанию, и нельзя же было безграмотному служке дубасить меня, иностранку, прямо перед ликом бога. Меня следовало было, например, прямо препроводить в офис, где я бы добровольно покаялась, пожертвовала бы храму денежную сумму и на худой конец самолично засветила бы самый кончик пленки со злополучным кадром.

Меня внимательно слушали, в воздухе жужжали мухи, что-то бубнил юноша-переводчик. Кто-то зачем-то принес чашку чая и печенье. Потом принесли мой разорванный пакетѕ Ко мне вроде бы начали проявлять сочувствие. Мой речевой фонтан неожиданно оборвался после вопроса: "Так сколько вы хотите?"

"В моем кошельке было примерно 1000 рупий. 1000 рупий я и хочу!" - твердо сказала я.

"А может быть 750 хватит?" - торговались служители.

"Нет, не хватит! 1000 рупий и точка!"

Тут же был открыт храмовый сейф, и в руках администраторов появилась внушительная пачка банкнот. Аккуратно были отсчитаны 10 бумажек по 100 рупий, и вручены мне. А еще вместо порванного пакета мне дали храмовый, желтый, с текстами молитв и с изображением божества.

"Мадам, вы довольны? Все нормально?"

Я не знала, что и ответить. В первый раз не я давала деньги индуистскому храму, но храм - мне. Все же я чувствовала, что поступила правильно. Мне принесли бумагу и ручку, попросили кратко описать случай кражи и факт получения денег и подписаться в том, что я не буду предпринимать никаких попыток судебного разбирательства на стороне. То есть, видимо, такая возможность у меня была! Только что я стала бы выигрывать у этого нищего бедняги, слепо бросившегося на меня, словно верный пес защищавший оскорбленную честь хозяина? По выражению лица служки было ясно, что доводы рассудка здесь бессильны: на меня смотрело и тяжело дышало что-то очень древнее, чья сущность заключалась только в преданности его божеству-хозяину.

Выйдя из храма и направляясь туда, где остановилась, в маленькую гостиницу при главном вишнуистском храме на острове Шрирангам, я долго приходила в себя и размышляла о случившемся.

В других храмах я нередко видела, как за определенную плату сами жрецы сажали европейских туристов в ниши рядом с божествами (правда, не, в главном святилище храма), надевали на них гирлянды, и своими руками фотографировали их.

Зато в Золотой храм Варанаси, а также в главный храм Падманабхасвами столицы Кералы города Тривандрум меня как иностранку совсем не пустили. Я понимала, что спросив разрешения войти, совершила ошибку: моя этнически неопределенная внешность давала мне шанс побывать там, куда вход европейцу заказан. Вообще, чтобы в Индии больше увидеть, следует ходить одному. Одинокий путешественник, ведущий себя пристойно и уважительно, и к тому же выказывающий терпение и настойчивость, скорее всего, встретит всюду понимание, и на всякое правило будет найдено исключение именно для вас.

За всякую принесенную жертву следует вознаграждение. В Индии со мной такое бывало слишком часто, чтобы посчитать это только случайностями. По дороге в штат Кералу, чьи храмы отличаются своей закрытостью для иностранцев, в поезде я познакомилась с брахманской семьей господина К.К.Раманом Намбудирипад, который пригласил меня в гости к себе в деревню, где я увидела столетние дома представителей разных каст и много такого, что обычно не удается увидеть европейцам.

Потом меня пригласили в гости к местному адвокату Раджмохану, который к тому же оказался активным деятелем Коммунистической марксисткой партии Кералы. Я была первым человеком из России, которого он в своей жизни видел, и мы долго разговаривали о коммунизме.

Итак, я оказалась гостьей местной влиятельной семьи. Благодаря этому, я не только попала во все внутренние помещения керальского храма (редкое для иностранки счастье!) - мне позволили абсолютно все, снаружи и внутри! Тут никто на меня не шипел, наоборот: люди расступались, пропускали вперед, уступали мне лучшие места, откуда открывались самые удачные виды.

Итак - дар, продажа, разбой, попрошайничество, закрытие и приоткрытие завесы священной тайны. Все это я пережила, посещая разные индуистские храмы.Что же лежит в основе представления о храмовой святыне? Почему в одних случаях ее лицезрение и даже фотосъемка оказывается столь легким, в других - невозможным?

Дело в том, что каждый храм в Индии похож на человека. Он имеет свою биографию. Это и владельцы, и священники, обслуживающие храм. Это их очень конкретные традиции, обычаи, нравы, привычки, это их взаимоотношения с местными жителями и с нами, иноземцами. Наконец, это и наш личный путь, приводящий нас к этому храму. В каком качестве вы войдете сюда, что ожидая, на что надеясь, чего желая, в том числе, и по большому счету? Храм - это не тело бога, это душа человека, поэтому они непредсказуемы. Одно и то же ваше действие может повлечь за собой разные последствия: восторг, равнодушие, ярость. Тем не менее, искренность, честность, целеустремленность и доброжелательность - универсальный ключ к вратам храма, так же как человеческим душам.

Многие индуистские храмы и архитектурно, и символически основаны на фигуре и образе человека. Это можно понять, читая индийские руководства по искусству и ремеслу строительства и создания скульптуры, знакомясь с порядком и символикой обрядов, наконец, наблюдая внешний облик и устройство храмов.

Архитектор Рагхурадж Кишор, работая над чертежами храмов в Кхаджурахо, выявил особенности дизайна, которому следовали средневековые архитекторы и скульпторы тысячу лет назад. Это была позиция сидящей женщины: ее ступни соответствуют главной лестнице, подъем голени и колени - входным беседкам-галереям мандапа, линия спины и голова - главной башне шикхара. Святыня же святых, гарбха-гриха, буквально "лоно-дом", конечно, и формально, и символически аналогичны ее чреву.

Таким образом, всякое вхождение в индуистский храм привязывается к любовному соединению и к зачатию. Все, кроме главной, святыни храма, оказываются ее "одеждой" или "украшениями", ее более или менее временными принадлежностями. Главная святыня может значительно уступать второстепенным по многим статьям: скульптуры на галереях могут быть гораздо древнее, ценнее по художественному признаку, интереснее и для исследователя, и для рядового наблюдателя. Но по священной иерархии храма главный идол - пусть даже сделанный из папье-маше - несравним ни с одной из них. И перед входом в его обитель, на стенах будут грозно пылать намалеванные краской или мелом надписи на местных языках и на английском - No photo!, даже если все остальное в храмовом пространстве фотографировать можно.

Главная святыня подобна священному зародышу, обитающему в священном лоне богини. Религиозного индийца, входящего в храм или в женщину, охватывают сходные чувства причастности к великому началу и бесконечному продолжению Вселенной. Отсюда берет исток представление о "храме любви", соединяющем эротику и священное, столь характерное для индуизма и часто столь трудно понимаемое людьми, исповедывающими иные религии. Отсюда же происходит и ревностное отношение к главному идолу: ведь именно здесь скапливается божественная энергия, здесь происходит мистерия зарождения жизни, и от правильного поведения здесь зависит судьба храма, всей округи, каждого отдельного человека, и, в конечном итоге, всего мира.


© Иностранец





Дополнительная информация:   

  Индия



Статьи по теме:

Экзотический гибрид на индийском побережье
Иностранец Январь 1999

На обед к бенгальскому тигру
Иностранец Январь 1998

Дели: путешествие в прошлое и будущее
Странник Январь 1997

Путешествие в Бадринатх
Вокруг света Апрель 2000

Уезжайте от известного
Странник Январь 1997

В ледяном царстве Шивы
Странник 1997

Кашмирская "кругосветка"
Странник 1997

Сринагар - индийская Венеция
Странник 1997

Наследство раджей ждет постояльцев.
Иностранец

Индия. Дорога с примечаниями
Странник 1997

Слон, телушка и рупия перевоз
Иностранец

Путешествие в будущее
Иностранец

Обычаи и правила поведения
Туризм и отдых

Одна из частей истины
Иностранец

Страна танцующих богов
Иностранец

Не царское это дело - ходить пешком
Иностранец

Как стать слоноводителем.
Иностранец

И никакой цивилизации!
Иностранец

Где океан - чистый, а горы - высокие
Иностранец

Долина Кулу: выше только боги
Иностранец

Индийские каникулы.
Иностранец

Молочные реки, кокосовые берега
Туринфо Октябрь 2005

Гоа без рыбы - деньги на ветер
Туринфо Октябрь 2005

Дорога к озеру Дал
Аэрофлот Сентябрь 2005

Еще мы делаем ракеты
Аэрофлот Сентябрь 2005

"Визитная карточка" индийской женщины
Азия и Африка сегодня Декабрь 2005

Дворцовый треугольник
Коммерсант Октябрь 2006

Побег за три моря
Журнал «МОТОР» Декабрь 2006

Домик на лодке
Ведомости Январь 2007

Из офиса к гориллам
Деловой Петербург 25.05.2007

Памятник великой любви — Тадж Махал
Postimees Февраль 2007

Жемчужина во мгле
GEO Октябрь 2006

Чему и как могут научить в Индии
Эхо планеты Ноябрь 2008


Фотографии:

















Все фотографии


© 2003-2017 TravelStar Разработка: Студия ОРИЕНС  




CarExpert.ru: Автомобили мира