TravelStar - Туристический портал
E-mail Карта сайта Гостевая книга

 СТРАНЫ  |  ОТЕЛИ  |  НОВОСТИ  |  СТАТЬИ  |  ФОТООБОИ  |  ПОДБОР ТУРА  |  ОФИСЫ ПРОДАЖ  

Страны и туры:

  Австрия
  Андорра
  Бали
  Болгария
  Бразилия
  Великобритания
  Вьетнам
  Греция
  Доминикана 
  Египет
  Индия 
  Испания
  Италия
  Канары 
  Кения
  Китай
  Кипр
  Крит
  Куба 
  Маврикий 
  Малайзия 
  Мальта
  Мальдивы 
  Марокко 
  Мексика 
  Норвегия 
  ОАЭ
  Португалия 
  Сейшелы 
  Сингапур 
  Таиланд
  Тунис
  Турция 
  Финляндия
  Франция
  Хорватия
  Чехия
  Черногория
  Швейцария
  Шри-Ланка
  Эквадор
  ЮАР
  Ямайка
  .. другие страны

  Как купить тур

Полезная информация:

  Горные лыжи
  Дайвинг
  Виндсерфинг

  Каталог отелей
  Советы туристам
  Отзывы туристов
  Помощь юриста
  Авиация
  Анекдоты
  Ресурсы сети



ТУРЦИЯ   

ТУРЦИЯ   



Алкоголь и мусульманин: сложные отношения

Эхо планеты Июль 2007

Кирилл Жаров

Вера в Аллаха и алкоголь — две вещи несовместные. Об этом знает каждый правоверный и даже не пытается спорить с этой догмой. Однако в светской Турции люди все же пытаются понять, запрещает ли на самом деле Коран употребление вин мусульманином, исправно посещающим мечеть и соблюдающим все предписания веры.

Недавно зерно сомнения в умы верующих посеял журналист, художник и фотограф Фикрет Отъям, проштудировавший Коран от корки до корки и нашедший все-таки неоднозначный аят, касающийся алкогольных напитков. Отъям читал священную книгу на арабском, поэтому имел возможность трактовать текст, исходя из своей логики и знания языка. В суре 16 "Пчелы" в 67-м аяте он обнаружил фразу, в переводе И.Крачковского звучащую так: "И из плодов пальм и лоз вы берете себе напиток пьянящий и хороший удел. Поистине, в этом знамение для людей разумных!"

Журналист посчитал, что этот аят говорит о фактической дозволенности употребления вина. В ответ на это заявление Отъяма поднялась армия турецких богословов. Специалисты богословских факультетов турецких вузов встали на защиту многовековых основ исламской веры и заявили, что журналист просто неправильно расставил акценты и не понял смысл проповеди великого пророка Мухаммеда.

Член правления богословского факультета университета "Мармара" Садреттин Гюмюш успокоил ревнителей чистой веры, объяснив, что в "67-м аяте этой суры говорится о выборе для человека получить из плодов пальмы и лозы вино или совершенно другой напиток". То есть, фактически это своеобразная проверка на правоверность человека и его совести. "Ведь в других сурах Корана, — отметил Гюмюш, — употребление алкогольных напитков категорически запрещается". В суре 5-й "Трапеза" говорится: "(90). О вы, которые уверовали! Вино, майсир (азартные игры), жертвенники, стрелы — мерзость из деяния сатаны. Сторонитесь же этого, — может быть, вы окажетесь счастливыми! (91). Сатана желает заронить среди вас вражду и ненависть вином и майсиром и отклонить вас от поминания Аллаха и молитвы. Удержитесь ли вы?" Таким образом, по сути, объясняется смысл 67-го аята суры "Пчелы".

Один из членов совета муфтиев Стамбула заметил, что в аяте вообще не говорится об алкоголе. "В нем сообщается, что из плодов можно выжимать сок, и ни о каком пьянстве речи не идет. Такая трактовка греховна и отводит человека от веры", — отметил он. С целью внести окончательную ясность в спорный вопрос специалисты и пресса обратились к варианту текста Корана, принятому в качестве основного Управлением по делам религии (УДР) Турции. "Из фиников или винограда вы способны получить как вино, так и использовать праведную возможность. И в этом, конечно, поучение народу мыслящему", — говорится в переводе 67-го аята, принятого УДР.

Народ мыслящий же, принимая догмы ислама, все же нашел способ безнаказанного употребления алкоголя. Турки изобрели анисовую водку "ракы", аналоги которой можно найти на Ближнем Востоке и на Балканах. Созданием ракы мусульмане Турции, по бытующей в народе легенде, обманули Аллаха — ведь если развести 45-градусный напиток небольшим количеством воды, он мутнеет и становится похожим на разбавленное молоко, отнюдь не запрещенное религией.

Проходя вечером мимо баров и ресторанов, можно увидеть десятки турок, бережно держащих в руках специальный 150-граммовый стаканчик для ракы и смакующих приятный молочного вида напиток. В разговорах со мной многие приверженцы Кемаля Ататюрка заявляют, что ракы — это один из символов Турции, они любят и будут употреблять тот напиток.

Вместе с тем, прилюдное пьянство в Турции не в почете. На улицах практически невозможно увидеть пьяного человека. Турки любят после трудового дня выпить ракы дома или в баре, не брезгуют они импортными напитками, цены на которые, однако, довольно высоки. Но культура пития все же достаточно высока, и турок не откроет даже бутылку пива где-нибудь в городском парке или на скамейке на улице.

Свои гармоничные отношения с алкоголем турки пытаются защитить и сохранить. Поэтому в преддверии выборов в парламент и смены главы государства многие светски настроенные обыватели опасаются, что новая власть, которой могут оказаться происламские круги, будет нападать на немусульманскую традицию турок. Граждане напоминают о том, что нынешний премьер в бытность мэром Стамбула и после избрания главой правительства пытался провести законопроект о запрете розничной продажи алкогольной продукции. Апеллируя к основам ислама, власти даже начали запрещать продажу алкоголя в некоторых ресторанах и других общественных заведениях. Однако эта инициатива была встречена в штыки как народом, так и оппозицией.

Сейчас сохраняется статус-кво. Алкоголь можно приобрести без ограничений практически в любом магазине или ресторане. Вместе с тем, в Турции крайне популярны простые кафе-столовые, куда в обеденный перерыв приходят поесть местные жители, работающие неподалеку. В таких ресторанчиках посетителю предлагают различные блюда местной кухни, но вот запить вкусный обед даже бокалом холодного пива не удастся. Хозяева обычно не оформляют разрешение на продажу алкоголя. Кто-то это делает из собственных убеждений, но чаще не хочет нести финансовое бремя получения такого разрешения.

Осенью 2005 года власти Турции ввели запрет на рекламу и продажу спиртного и сигарет через электронные средства связи. Соответствующее постановление издало Общество по вопросам распространения на рынке табачных изделий и алкоголя, отметив, что распространение этой продукции посредством Интернета, телевидения, факса и телефона является незаконным. В отсутствие возможностей широкой рекламы производителям стало тяжело успешно продавать свою продукцию.

Тем не менее с отменой государственной монополии на алкоголь количество производителей ракы и других крепких напитков заметно увеличилось. Появилась серьезная конкуренция, а также увеличились цены. Сейчас пол-литровая бутылка качественной ракы стоит порядка 15 — 20 долларов, импортный же алкоголь стоит на несколько порядков дороже. Заграничные виски, джин, вина облагаются налогом в размере от 40 до 70 процентов.

Более всего такая ситуация влияет на туристический сектор Турции. Осенью 2005 года владелец турецкой сети пятизвездочных отелей "Риксос" Феттах Таминдже на заседании Торгово-промышленной палаты Антальи отметил, что налог на элитный алкоголь доходит на курортах до 700 процентов. В итоге туристам иногда предлагается контрафактный или незаконно импортированный алкоголь.

В системе "все включено" действует правило, что любой турецкий алкоголь, который производится на государственных предприятиях, предоставляется отдыхающим бесплатно. Но главным образом спросом пользуются бесплатная ракы и различные ликеры. Бесплатные же водка, бренди, джин турецкого производства из-за низкого качества не удовлетворяют запросам ценителей этих напитков.

С введением нового закона, инициированного турецким Обществом по вопросам распространения на рынке табачных изделий и алкоголя, запрещена продажа на внутреннем розничном, в том числе в розлив, и оптовом рынке алкосодержащих коктейлей, как импортных, так и отечественных, которые, кстати, Турция не производит. Более того, запрещен импорт и продажа компонентов — дистиллятов, концентратов, химических подсластителей и красителей, которые могут использоваться для приготовления коктейлей в общественных питейных.

Большинство турок понимают, что бороться с пьянством, которое, безусловно, существует в стране, нужно. По данным статистики, более 20 процентов молодых людей до 20 лет уже пристрастились в различной степени к алкоголю, еще большее число — к курению, что является бичом Турции, где курят очень многие и практически везде. Соглашаясь с необходимостью ограничений в распространении алкогольной продукции, турки вряд ли когда-нибудь согласятся отказаться от ракы, даже если их в этом будет убеждать правительство или имамы. Ведь для турка жизнь без стаканчика освежающего напитка со вкусом аниса поблекнет.


© Эхо планеты

Июль 2007



Дополнительная информация:   

  Турция



Статьи по теме:

Страна прекрасных лошадей
Домовой Татьяна Шевченко

Поездки по Турции
Туризм и отдых Январь 2001

Турецкая кухня
Туризм и отдых Январь 2001

Путешествие в Эрзрум
Путешественник #6-2000

Котлеты с потолка

Самостоятельная девушка в Турции
Иностранец

Стамбул. Вольное сердце города
GEO Апрель 1999

Хамам - храм, где омывается душа
Гео Апрель 1999

В Турции есть все, даже горные лыжи...
Turizm.ru

Турецкая Ривьера (Анталия)
Turizm.ru

Стамбул: инструкция к пользованию
Иностранец

Камни Малой Азии
Туринфо

По обе стороны Золотого Рога
Turizm.ru

Пока не известная Турция
Иностранец

Плавучая дискотека на хвойной Ривьере
Иностранец

Турецкий кайф
Иностранец

Такая разная Анталия
Журнал «МОТОР» Апрель 2004

Там, где кружатся дервиши
Туринфо Апрель 2006

Свежесть античности
Туринфо Апрель 2006

Без пяти звезд
Колеса Сентябрь 2006

Дорогами святых апостолов
Вокруг света Декабрь 2007

Ликия. И шум волны, и голос древних
Журнал «МОТОР» Июнь 2008


Фотографии:

















Все фотографии


© 2003-2017 TravelStar Разработка: Студия ОРИЕНС  




CarExpert.ru: Автомобили мира